В настоящее время черепно-мозговая травма является глобальной проблемой здравоохранения и общества в целом. Она предопределяет высокий уровень заболеваемости, смертности, госпитализации и инвалидизации, а также является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств, которые требуют длительного лечения и реабилитации. Часто от черепно-мозговой травмы страдают дети. Специалистами отдела реабилитации НИИ неотложной детской хирургии и травматологии накоплен колоссальный опыт ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.
Что такое черепно-мозговая травма?
Черепно-мозговая травма — это комплекс как внешних повреждений черепа (мягких тканей лица и головы, костей черепа и лицевого скелета), так и внутричерепных повреждений (вещества головного мозга, оболочек, сосудов, черепных нервов, нервных путей и др.), имеющих единый механизм и давность образования.
Каковы причины черепно-мозговой у детей?
— неосторожность и недосмотр родителей (падение детей с разных высот, из окон; падение тяжелых предметов на детей);
— падения на прогулке, в общественном месте, в образовательном учреждении;
— результат ссоры со сверстниками в отсутствии взрослых (родителей, учителей);
— дорожно-транспортные происшествия.
Какими могут быть последствия черепно-мозговой травмы?
Неврологические, психические, когнитивные и прочие нарушения.
Какие специалисты участвуют в реабилитационном восстановительном процессе детей после тяжелой черепно-мозговой травмы?
В зависимости от показаний и тяжести черепно-мозговой травмы в реабилитационном восстановительном процессе участвует большая команда специалистов:
— хирург, нейрохирург, травматолог;
— невролог-реабилитолог;
— педиатр;
— психиатр;
— психолог, нейропсихолог;
— логопед;
— педагог-дефектолог;
— инструктор-методист ЛФК;
— физиотерапевт;
— реаниматолог и другие специалисты.
Есть ли специфика в оказании психиатрической, психолого-педагогической помощи при тяжелой черепно-мозговой травме детям?
Система ранней психиатрической, психолого-педагогической помощи строго разграничена (или классифицирована) в зависимости от уровня сознания пациента. Следует учитывать специфику в оказании помощи при тяжелой черепно-мозговой травме детям в вегетативном состоянии, в состоянии минимального и ясного сознания.
На что родителям следует обращать внимание, если их ребенок находится в стационаре с тяжелой черепно-мозговой травмой?
— узнавать у специалистов (лечащего врача) об актуальных возможностях ребенка (в познавательном и речевом развитии) в момент стационарного лечения, то есть понимать что ребенок может делать без помощи взрослого;
— интересоваться у специалистов (лечащего врача) о потенциальных возможностях ребенка, то есть о тех психических функциях, которые можно активизировать с помощью специальных методов и приемов в ситуации предметно-игрового взаимодействия;
— обучаться методам и приемам активизации психической активности ребенка по всем линиям развития (физической, познавательной и социальной), предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом и профильными специалистами;
— задать вопрос специалистам (лечащему врачу) о программе обучения ребенка в процессе реабилитации;
— задавать вопросы психологам о том, как выстроить процесс воспитания ребенка в условиях ранней реабилитации.
Лучшее, что могут сделать родные пациента, — вместе с врачом создать благоприятную среду для восстановления.
Источники:
Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Часть 1/ сниженный уровень сознания — вегетативный статус, минимальное сознание / : методические рекомендации / Под. ред. Валиуллиной С.А. — М.: «ПАРАДИГМА», 2018. — 48 с.
___________
Автор:
Главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению ДЗМ, заместитель директора по перспективному развитию, руководитель отдела реабилитации НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, д.м.н., профессор С.А. Валиуллина.