Разберём вместе с медицинским психологом, научным сотрудником отделения психолого-педагогической помощи Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии — Клиники доктора Рошаля Клочко Натальей Александровной.
Могут ли проблемы в детско-родительских отношениях повлиять на состояние ребенка?
Действительно, детско-родительские отношения могут влиять на состояние ребенка, находящегося в стационаре. Родитель — это главный человек в жизни ребенка, главный объект любви или «значимый взрослый». С психологической точки зрения человек развивается в контексте «Я — Другой», в детско-родительских отношениях до подросткового возраста реализуется программа «Я как Он/Она» в зависимости от пола ребенка. Это влияет на самосознание, самопонимание и на формирование определённого стиля реагирования. Схемы поведения, которые отработаны в детско-родительских отношениях и в семье с другими ее членами, отыгрываются до конца подросткового возраста и дальше остаются устойчивыми в течении всей жизни. Поэтому фигура родителя — это эталон, опора, удовлетворяющая актуальные потребности ребенка. В силу своей эмоциональной неустойчивости, родитель может выстраивать негармоничные отношения с ребенком, не удовлетворяя его актуальные потребности, например, в безопасности, в любви и привязанности, что негативно влияет на психоэмоциональное состояние, а в длинной перспективе, на психическое и физическое здоровье ребенка.
В НИИ неотложной детской хирургии и травматологии медицинские психологи работают как с детьми, так и с близкими маленького пациента. Когда, ребенок попадает в стационар с тяжелой травмой, эта ситуация для родителей и семьи в целом является кризисным событием. Вся семейная система вынуждена адаптироваться в длительной стрессовой ситуации. Также, необходимо учитывать и какие отношения были до травмы, были ли проблемы во взаимопонимании, в коммуникации в семье. В момент заболевания взаимоотношения могут измениться в силу сложившихся обстоятельств, как в лучшую, так и в худшую сторону, ребенок может стать более открытым, коммуникабельным, потому что родитель рядом, он заботиться о нем, или проявлять своенравие в силу подростковых особенностей. У некоторых родителей получается поддерживать ребенка, у некоторых — нет, в силу усталости, физического и эмоционального истощения в связи с длительным восстановительным лечением. В нашем Институте вопросу детско-родительских отношений уделяется большое внимание. В начале лечебного процесса, когда ребенок находится в остром состоянии, на первом этапе реабилитации, семье необходимо помочь сплотиться для достижения цели по выходу из тяжёлого состояния. Когда пациент переходит в состояние ясного сознания, вступает в диалог, но ему еще предстоит длительный период восстановления, то вопрос семейных взаимоотношений становится актуальным, так как семья — это среда, в которой будет находится и восстанавливаться ребенок.
Понимание как общаться с ребенком-пациентом в период восстановления, как его поддерживать, как сделать так, чтобы он не чувствовал себя неполноценным, будет влиять на его социальную компетентность в будущем. Если родитель чувствителен к состоянию ребенка, исходя из текущих обстоятельств выстраивает правильно коммуникацию, то и качество восстановления ребенка значительно повышается.
Чему важно уделять внимание в отношениях с детьми?
Между родителями должно быть взаимопонимание, в том числе в вопросе о том, как они воспитывают ребенка, должны быть выработаны единые семейные правила. Отсутствие договорённостей между родителями может привести к проблеме неуправляемости ребенка, пока родители выясняют кто «прав», и как «надо», ребенок делает что хочет, потому что пока родители сами не разберутся, малыш не поймёт, как ему себя вести. Родителям необходимо договариваться по поводу того, что можно, что нельзя, формировать запреты и правила, обозначать обязанности и зоны ответственности и совместно транслировать их детям.
Что необходимо спрашивать у психолога на консультации?
Часто родители начинают решать проблему, когда она уже запущена, поэтому хочется посоветовать не боятся обращаться к специалистам. Задавать вопросы — нормально. Понимание того, что можно предпринять в том или ином случае может предотвратить конфликт, сохранить благоприятную обстановку в семье и не допустить ухудшение физического и психического здоровья ребенка.
Перед консультацией можно заранее сформулировать вопросы, которые хотелось бы уточнить. Вот несколько из них:
-
Как общаться с ребенком, если у него есть особенности?
-
Как его поддерживать?
-
На что нужно обратить внимание в первую очередь? Какие риски существуют и как их можно предупредить?
-
Как настроить свою жизнь, чтобы иметь время заниматься своим ребенком?
-
Как реагировать на его различные эмоциональные и поведенческие проявления?
Автор
Н.А. Клочко – медицинский психолог, научный сотрудник ГБУЗ «НИИ НДХиТ – Клиника доктора Рошаля».
Профильный редактор
Доктор медицинских наук, профессор С.А. Валиуллина – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению ДЗМ, заместитель директора по перспективному развитию, руководитель отдела реабилитации ГБУЗ «НИИ НДХиТ – Клиника доктора Рошаля».