Перед тем, как отдать своего ребёнка в санаторий многие родители переживают и часто задаются вопросом о том, как помочь малышу адаптироваться на новом месте. Что нужно знать и учитывать родителю перед поездкой ребёнка в санаторий? Рассказывает медицинский психолог, научный сотрудник НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Наталья Александровна Клочко.
1. Что обсудить с ребёнком перед посещением санатория?
Нахождениев новом месте часто создаёт дискомфорт у ребёнка, поэтому родителям, прежде всего, нужно для себя ответить на три вопроса:
— какой распорядок будет у ребёнка в санатории?
— что малыш будет делать в свободное время?
— есть ли у него все необходимые вещи?
Вопрос адаптации связан не только с психологией, но и с бытовыми вещами. Если ребёнок приезжает в санаторий, а у него нет, например, комфортной обуви или любимой мягкой игрушки, он начинает чувствовать дискомфорт, накапливается тревога. Также родитель должен быть готов привезти необходимые малышу вещи в любой момент, а не пускать ситуацию на самотёк. Накануне поездки нужно обсудить с ребёнком правила нахождения в санатории. Рассказать о том, как можно выйти из конфликтной ситуации без проявления агрессии. Поговорить об уважении в коллективе. Важно подавать пример здорового взаимодействия с окружающими. Также следует дать инструкцию о соблюдении правил безопасности.
В санатории у ребёнка появляется замечательная возможность проявлять самостоятельность, развивать в себе личные качества, а также найти новых друзей. В составе мультидисциплинарной команды детских санаториев, помимо медицинского персонала, работают психологи и воспитатели. Они помогают поддерживать у детей эмоционально благоприятную и дружелюбную атмосферу. В отделение санаторно-курортного лечения НИИ неотложной детской хирургии и травматологии поступают также дети, имеющие статус ОВЗ (дети с ограниченными возможностями развития), у таких пациентов нередки проблемы с социализацией, что учитывается при психолого-педагогической работе с ними, помогая им адаптироваться в общем коллективе детей. Поэтому разговор родителя с ребенком о толерантности и уважении к другим пациентам, будет также уместен.
2. Нужно ли поговорить о правилах гигиены с ребёнком перед поступлением в санаторий?
Родителям нужно понимать, готов ли их ребенок к посещению санатория или нет. Если он не приспособлен, еще не все бытовые навыки у него сформированы, то можно проходить лечение амбулаторно, а не стационарно, чтобы не травмировать его, так как ребенок может переживать чувство неполноценности, сравнивая себя с другими детьми. Это ответственность родителей — оценить насколько ребёнок готов в быту. Он либо знает о правилах гигиены, либо нет. Также, необходимо отметить, что, чем больше имеется навыков и компетенций, тем увереннее в себе человек, соответственно тем меньше он испытывает беспокойства в новой среде.
3. Как частонеобходимо звонить ребёнку, пока он находится в санатории?
Важно ответственно относиться к установлению эмоционального контакта. Обязательно нужно поддерживать связь с ребёнком пока он находится в санатории, частота зависит от потребностей родителей и детей. Если чувствуете, что эмоциональный контакт в дефиците, значит чаще. Что нужно ребёнку? У него есть потребность в любви и привязанности, если родитель правильно общается с ним по телефону, эта потребность удовлетворяется.
4. Нужно ли проговорить спорные ситуации с ребёнком передпоездкой?
Отработка социальных навыков входит в процесс воспитания. Перед посещением санатория можно проговорить с ребёнком о том, что он всегда может поделиться с родителями своими новостями и, если случился конфликт, разобрать его вместе. Родитель при этом всегда должен уметь оценивать ситуацию, не путать с манипуляцией, видеть ее правильно и не спешить обвинять персонал или другую сторону. После разговора с ребёнком следует поговорить с воспитателем, поставить его в известность, или получить дополнительную информацию. Воспитатель — это профессионал, который может разобраться в конфликте и помочь ребёнку получить новый жизненный опыт.
Санаторий — это, как «лакмусовая бумажка»: какие проблемы дома, такие будут проявляться и там. Если ребенку трудно общаться со сверстниками, эти трудности проявятся и на лечении. Если он не умеет отстаивать свои интересы и границы — это проявиться и во взаимодействии с другими детьми в санатории.
Важно обучать детей находиться в разных условиях, а воспитательная среда санатория может способствовать развитию социальной адаптации.
Будьте внимательны к своим детям, к тому какое у них настроение, какие потребности. А у них их не так много: потребность в безопасности, в любви и привязанности. Ощущение ценности в глазах родителей, понимание, что когда ребёнку плохо — он не один, тогда и процесс адаптации к новым условиям может проходить намного легче.
Автор
Н.А. Клочко – медицинский психолог, научный сотрудник ГБУЗ НИИ НДХиТ ДЗМ
Профильный редактор
докт. мед. наук, проф. С.А. Валиуллина – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению ДЗМ, заместитель директора по перспективному развитию, руководитель отдела реабилитации ГБУЗ НИИ НДХиТ ДЗМ.