Получение травм может мгновенно изменить жизнь ребёнка и его близких. В НИИ неотложной детской хирургии и травматологии уже на раннем этапе реабилитации специалисты отделения психолого-педагогической помощи готовы подключиться к работе команды института по восстановлению ребёнка.
Старший научный сотрудник, медицинский психолог отделения психолого-педагогической помощи ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ, к. психол. н. В.И. Быкова ответила на ряд вопросов о психолого-педагогическом сопровождении в реабилитации в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Какие заболевания лечит медицинский психолог? С какими заболеваниями чаще всего обращаются к медицинскому психологу в НИИ НДХиТ?
Как ни странно, но слово «лечит» не относится собственно к психологии. Так как, психология — гуманитарная наука (относящаяся к общественным, про человека), то является в большей степени «человековедением», сопровождением его на жизненном пути, на пути лечения, трудных или значимых ситуаций. У психологии очень много задач, но все они относятся именно к сопровождению, со-бытийности.
В НИИ неотложной детской хирургии и травматологии находятся семьи в остром периоде с детьми, пострадавшими от разных причин и имеющими разные заболевания — черепно-мозговые и спинномозговые травмы, тяжелые телесные и скелетные повреждения. Цель психолога — вне зависимости от переносимого ребенком заболевания, помочь ему и его семье максимально быстро и эффективно пройти этот период. Также важно знать, что процессы выздоровления и восстановления напрямую зависят от непосредственного активного или пассивного участия самого человека в процессе боления. Психолог помогает эту позицию занять и освоить.
Какие функции отделения психолого-педагогической помощи? Какая роль специалистов отделения в реабилитации?
Давайте немножко познакомимся с командой отделения психолого-педагогической помощи. В данную структуру входят:
— Логопеды, они проводят работу по восстановлению у детей глотания, речи и речевого дыхания.
— Педагоги-дефектологи занимаются развитием психической деятельности как у детей с рождения, так и у детей после тяжелых травм мозга.
— Нейропсихологи могут понять особенности развития или восстановления у ребенка мышления, памяти и внимания.
— Медицинские психологи могут помочь прожить различные трудные ситуации и, в частности, ситуацию боления не только ребенку, но и его семье, обращая, в большей степени, внимание на эмоциональную сферу, социальную жизнь и личностные особенности ребенка.
— Музыкотерапевт (есть даже такой специалист), используя различные музыкальные средства и инструменты, участвует в создании позитивного эмоционального и психологического климата для ребенка.
А, предвосхищая вопрос, «зачем так много специалистов для работы с детьми?», ответим: это диктуется сложностью и разнообразием нашего с вами психического мира.
Что важно спросить родителям маленького пациента у медицинского психолога на приеме?
Врач может рассказать, как должно работать наше тело и что нужно сделать, чтобы телу стало лучше. Психолог же соприкасается с тем, что «у нас внутри» (душа, сознание, психика…). Психолог не назначает лекарств, а лечит словом.
Если родителям не нравится поведение ребенка или его реакции, если они видят какие-то эмоциональные особенности, трудности во взаимодействии своего ребенка с другими детьми и своеобразие, мешающее в разных областях его деятельности, то можно обратиться к психологу, как к специалисту с независимой, сторонней и профессиональной позицией.
Психологу можно задавать любые вопросы и высказывать свои тревоги. Если вопрос будет не по адресу, то он вам подскажет, куда обратиться.
С какими детьми в скоропомощном стационаре работает психолог?
Обращение к психологу для помощи ребенку формирует только лечащий врач клинического отделения, если видит у ребенка какую-либо психологическую проблему. Проблемы могут быть разными: несформированность мотивации на восстановление или лечение, сложности принятия ребенком необходимых медицинских манипуляций, особенности характерологического профиля, отсутствие внутреннего ресурса и пр., и пр., и пр.
При госпитализации в наш стационар родители маленького пациента подписывают документы согласия на помощь разных специалистов, чтобы помощь была качественная и адекватная. Конечно, при несогласии родителей с мнением специалиста или нежелании работать в предложенном направлении можно написать заявление отказа от данной помощи. Однако, поверьте, в нашем стационаре ситуация отказа от работы психолога возникала крайне редко.
Психологи института ставят перед собой задачи, которые можно решить при психологическом сопровождении только в рамках госпитализации ребенка. Конечно, нужно исходить из того, что психолог старается помочь Вам и вашему ребенку пройти трудную ситуацию боления и нахождения в скоропомощном стационаре (иногда без родителей).
Также важно понимать, что ни одно мнение специалиста (психолога) не является однозначным и окончательным («истиной в последней инстанции»). Если у родителей возникают сомнения, то можно получить второе мнение у другого специалиста уже вне нашего стационара.
Психолог в стационаре может оказывать помощь детям с различными заболеваниями: при тяжелых спинномозговых и скелетных травмах, ампутациях, хирургических и соматических патологиях, а также при нарушении сознания после повреждений головы. Обязательно участие медицинского психолога в процессе госпитальной реабилитации ребенка в ситуации длительной инвалидизации. Большое внимание уделяется и работе с родственниками пациента.
Зачем родители в этой ситуации обращаются к медицинскому психологу?
Если происходит беда с ребенком, то очевидным кажется ответ, что помощь нужна именно ему. Однако опыт работы в скоропомощном стационаре говорит, что это не столь однозначно. Конечно, в первую очередь, помощь полагается маленькому пациенту, но нельзя забывать и о его семье, переживающей стресс.
От спокойствия, разумности и ресурсов мамы и/или папы зависит скорость и правильность принимаемых решений о процедурах и оперативных вмешательствах. Весь процесс дальнейшей реабилитации также будет зависеть от родителей.
Не правильно воспринимать клинического психолога, как человека, который должен успокоить (функция его отнюдь не в этом), а в том, чтобы:
— «произвести перевод» для родителя с медицинского языка на общедоступный;
— изменить ситуацию социального дистанцирования «врач-пациент»;
— помочь найти способы адекватной психологической компенсации в трудной ситуации как ребенку, так и родителю;
— развернуть ракурс восприятия родителя из эмоционально напряженного и заряженного локуса в конструктивный, продуктивный и помогающий.
Автор
к.психол.н. В.И. Быкова – старший научный сотрудник, медицинский психолог отделения психолого-педагогической помощи ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ
Профильный редактор
докт. мед. наук, проф. С.А. Валиуллина – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению ДЗМ, первый заместитель директора, руководитель отдела реабилитации ГБУЗ «НИИ НДХиТ» ДЗМ.